Новости за 09.05.2020

День Победы

«Когда страна узнала о войне,
В тот первый день, в сумятице и бреде,
Я помню, я подумала о дне,
Когда страна узнает о Победе».

Маргарита Алигер.

«На стенах древнего Парижа в дни
немецкой оккупации я часто видел надписи:
«Гитлер начал войну, Сталин ее кончит!»

Илья Эренбург. В первый день, 22 июня 1941. В сб.:
«От Советского Информбюро». М. Из-во АПН. 1982. С. 22.

    День Победы! Как он далек! Даже я, родившийся в суровый военный 1941 год, его не помню – слишком мал был…
    Но я помню послевоенные годы в деревушке под Керчью, помню детской незамутненной памятью. Я помню разрушенную Керчь, Камыш-Бурун, завод Войкова и их возрождение, помню пленных немцев в их высоких темных кепках с огромными козырьками, помню таких молодых родителей, помню, как мы, пионеры-школьники, собирали колоски на колхозных полях и сажали лесополосы.
Многое помнится. Я помню то юное, какое-то непередаваемое ощущение открытий. Открытия, что молния и гром – это всего лишь большая электрическая искра и ее «треск»; открытия, что звезды в небе – это далекие миры, возможно, с такими же думающими существами, как и мы; открытия, что Бог – это не добрый бородатый дедушка в небесах, а твоя совесть.
Конечно, вспоминается и то, как мы, детишки, несли на пункты приема продуктов от населения яйца и молоко, как мы, детишки, стояли с утра в очереди за хлебом. Многое вспоминается. Но главное, что затмевало все невзгоды и неудобства – это ощущение освобождения от страха войны, ощущение счастья и тяга к прекрасному. Когда приезжала кинопередвижка – полуторка с кинолентами, киноаппаратом, движком и динамиками, – то в колхоз приходил маленький праздник. После напряженного трудового дня люди брали с собой стулья и шли в нетопленный необорудованный «клуб» (амбар с земляным полом), где, затаив дыхание, переносились в кинематографический волшебный мир. «Падение Берлина», «Александр Невский», «Два бойца», «Кубанские казаки», «Свадьба с приданым», «Волга-Волга», и много-много других наших фильмов с замечательными песнями, которые сразу же становились народными. А трофейные фильмы! «Мост Ватерлоо», «Большой вальс», и, конечно, «Тарзан»!!!
У нас тогда не было театра, не было телевизора, не было Интернета, но уже было радио… Вспомните, кто сможет по возрасту, цикл передач Сергея Сергеевича Смирнова о защитниках Брестской крепости. Когда начиналась передача, то улицы становились пустыми (как позднее, помните, во время серий «Семнадцати мгновений весны»). Возможно, благодаря, в частности, и передачам С.С.Смирнова, день победы стал Государственным праздником, красным днем календаря, нерабочим днем. А ведь это стало не сразу.
24 июня 1945 года был проведен грандиозный парад Победы. К ногам победителей были брошены знамена фашистской Германии. Страна отметила Победу. После этого день победы был только датой победы в календаре. Считалось, что праздновать нам некогда, что надо отстраивать разрушенное войной. И только через 20 лет после победы, в 1965 году, День Победы стал Государственным праздником, стал нерабочим днем. Прошел парад, были отчеканены юбилейные монеты.


 
Рубль с изображением монумента Воина-освободителя в Трептов парке, выпущенный к 20-тилетию победы.  

   
Юбилейный рубль, выпущенный к 30-тилетию победы.

    
Юбилейная гривна, выпущенная совсем недавно к 60-тилетию освобождения Украины.

Но только подумайте, как дорого нам обошлась победа! В Великой Отечественной войне Советский Союз потерял 27 млн. жизней! Это больше, чем Германия (около 10 млн.), ее союзники и наши союзники вместе. И горько становится, когда об этом забывают и переписывают историю, очерняют погибших те, ради жизни которых они полегли на полях войны.
Мы помним, и будем помнить о воинах Великой войны, и будем поднимать бокалы во здравие живых и в память о погибших. Пусть День Победы светится мягким светом в глазах людей!
За Победу!!!

Виктор Федорович Гнюбкин, 2020 год.