ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР
Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН –
филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра
|
|
|
Геннадий Федорович Ефимочкин
Геннадий Федорович родился 29 августа 1932 г в Москве. Народный художник РФ. Окончил с отличием живописное отделение Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина (1954); с отличием Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (1960), мастерскую станковой графики под руководством Е.А. Кибрика. Член Союза художников СССР (1969). В 1969-1972 гг. работал в графической мастерской Академии художеств СССР. С 1958 года постоянный участник художественных выставок в нашей стране и за рубежом. В 1995 г. серия акварелей «Города России» получила золотую медаль Российской Академии художеств, в 1999 году его творческая деятельность была отмечена дипломом и золотой медалью Американского Биографического института «Человек 1999 года».
Кок-Кая
Весна
Дорога с Южного перевала
Луна над Сфинксом
Лягушачья бухта
Прибой
Пустынные бухты Карадага
У скал Карадага "Коктебель — одно из красивейших мест, какие мне приходилось видеть за многие годы путешествий. Он находится на стыке горного и степного Крыма. Некоторые части его ландшафта напоминают Италию, Испанию, Курилы, Командорские острова, пустынные предгорья Казахстана. Все это расположилось на небольшом пространстве рядом с теплым морем. В течение одного дня можно совершить удивительнейшее путешествие. Коктебель, на мой взгляд, — уникальный памятник природы, и не случайно он привлекал к себе многих людей искусства и литературы. Его изображали И. К. Айвазовский, К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин, А. П. Остроумова-Лебедева, И. Я. Билибин, Н. И. Пискарев, В. Б. Лойко и другие художники. Многие современные художники работают здесь. Известные писатели и поэты оставили восторженные свидетельства о Коктебеле — М. А. Волошин, М. И. Цветаева, А. С. Грин, В. В. Вересаев, В. Я. Брюсов, А. Н. Толстой, А. М. Горький, К. Г. Паустовский, Назым Хикмет — все они вдохновлялись Коктебелем. Коктебель — это не только поселок Планерское и пустынная восточная сторона, которую особенно любил Волошин, но и горный массив Карадаг, с 1979 года объявленный заповедником. Мое знакомство с Коктебелем произошло в 1952 году. После поездок на Север, в Сибирь, на Дальний Восток я неизменно возвращался в Коктебель отдохнуть, то есть походить по окрестностям и пописать пейзажи («Облака над Коктебельским заливом»). С возникновением пейзажной живописи художники-пейзажисты всех народов поклонялись красоте видимого мира, создавали свои гимны, посвященные природе. Художники всегда пытаются приобщить своих зрителей к красоте мира, стремятся внушить им любовь, которую испытывали они сами, создавая картины. Многие люди инстинктивно тянутся к природе и черпают силы в соприкосновении с ней. К таким людям я отношу и себя. В Коктебеле я работал в разное время года, но охотнее всего бывал осенью, когда там не так много народа и не так жарко. Поздней осенью бывают сильные ветры, чаще случаются штормы. Карадаг становится мрачным, кажется неприступным и начинает оправдывать свое название «Черная Гора» («У скал Карадага»). Когда пишешь штормовое море, пытаешься уловить общие закономерности, то, что повторяется. Вот это и дает возможность изобразить подвижную воду — волны, узоры пены. Ведь наблюдаешь и пишешь несколько часов. Это не мгновенная фотография («Шторм», «Прибой»), В октябре иногда случаются мягкие теплые дни. Листва деревьев становится желтой, оранжевой, кусты ярко-красными, небо сине-зеленым, тоже насыщенным цветом («Октябрьское солнце»). Солнце благодатно пригревает, и приходит умиротворение: Розовым ангелом облако в небе парит. Яркое Черное море до горизонта блестит. Синие скалы из моря растут к небесам. Светом, покоем и солнцем пронизан я сам. Состояние в природе часто бывает переменчивым. Набежало облачко — гора покрылась тенью и стала сиреневой. Осветило ее солнце, и она окрасилась светло-оранжевым цветом. Из-за этой переменчивости один из мысов, выступающий в море, называют Хамелеоном («Облака над Коктебельским заливом», «Солнце над Карадагом»). Скалы, камни, торчащие из воды, их причудливые формы я чаще всего воспринимаю как некую огромную скульптуру. Иногда эта «скульптура» напоминает голову человека или животного («Тупой мыс»). В листе «Крымская осень» скала, выступающая сверху, кажется мне похожей на огромное крылатое существо, от которого остались часть крыльев и запрокинутая голова. Гору эту я называю для себя Икаром. Волошин в силуэте скалы Карадага, видимой от его дома, обнаружил сходство с профилем собственной персоны. Об этом он написал стихотворение. Когда я подхожу ближе к скале, она мне кажется похожей на фигуру владыки, сидящего на троне. Каждому зрителю может померещиться свое. Я часто писал и рисовал на Карадаге. Несколько раз оставался в горах на ночь, чтобы увидеть восход солнца над дальним морем. Однажды изобразил луну над морем. Работал вслепую, но что-то получилось («Луна над Сфинксом»), Возвращаясь от Сфинкса в Коктебель, слева видишь часть Святой горы, а за ней силуэт Сюрю-Кая. Дорога стремительной петлей уходит вниз («Дорога с Южного перевала»). Хоть за день устал, но под гору идти все же легче. Минуя с правой стороны Кок-Кая, дорога приводит в поселок на улицу Победы, где мы всегда жили в доме Булыгиных. Обрывается эта улица над морем. Отсюда видны часть Карадага и залив. В листе «Кок-Кая» изображена масса подробностей — домики, складки гор, дорога, тропинки, по которым можно как бы погулять. Поверхность вся «ощупана» глазами, потому что все видимое глазу я исходил, ощутил физически. Спускаясь по этой дороге вниз, можно пройти в бухты Карадага. Еще одной привлекательной чертой Коктебеля были его берега и пляжи с красивой окатанной галькой. Иногда попадался симпатичный камешек кальцита или окаменелость. «В поисках сердоликов» — так называется акварель. Довольно типичный мотив с медленно идущей фигурой. «Каменная болезнь» сейчас поубавилась. Закрыты бухты Карадага, а пляжи изуродованы строителями, сначала черпавшими с них цветную гальку, а потом привозившими на ее место щебенку. Люди не хотят понять, что красота природы сама по себе величайшая ценность, что, методично застраивая побережье, они уничтожают эту самую красоту, не оставляя естественного берега. Для меня Коктебель — торжественный и величественный гимн созидательной силе земли, солнца, тому, что раньше называли божественной природой. Мои картинки — как бы зафиксированные театральные представления, которые на моих глазах разыгрывали небо, море, солнце, где героями являются деревья, травы, камни, скалы, облака, движение воды, ветра и моя собственная радость от всего этого увиденного и пережитого прекрасного зрелища". Г. Ф. Ефимочкин |