Живопись

Карадаг и Коктебель в изобразительном искусстве

Коктебель – уникальный памятник природы и не случайно он привлекал к себе многих людей искусства и литературы. У художников понятие Коктебель включает и горный массив Карадаг – одно из красивейших мест, какие многим из них приходилось видеть за годы своих путешествий. Живопись Феодосии (включая и округу Коктебеля) представляет собой одну из славных страниц в истории мирового изобразительного искусства. На протяжении более чем 200-летней истории живописцы и путешественники, посещавшие Коктебель и его окрестности, запечатлевали пейзажи и ландшафты, поразившие их воображение. Феодосии и юго-восточному Крыму было суждено стать культурно-географическими ориентирами не только в истории Х1Х, «золотого века» русской культуры. Эти места были родиной духа, территорией обитания и источником вдохновения неповторимых и самобытных мастеров «серебряного века».

Так, в 1804 г. русский художник и путешественник Емельян Михайлович Корнеев в составе исследовательской экспедиции побывал в Крыму. Его работа – рисунок «Вид деревни Коктебель в 15-ти верстах от Кафы» хранится в Москве, в Государственном историческом музее.

Е.М. Корнеев. «Вид деревни Коктебель в 15-ти верстах от Кафы». 1804. Тушь, кисть, перо. 25х47. ГИМ

Немалую ценность для истории Коктебеля представляет работа учителя рисования  уездного училища г. Феодосии Виккентия Руссена «Армянская церковь на горе Карадаг возле Феодосии» (1843-1849 гг.).

Виккентий Руссен. «Армянская церковь на горе Карадаг возле Феодосии». 1843-1849. Б., литограифя

Одним из выдающихся художников, запечатлевших Карадаг и море у Коктебеля, был И.К. Айвазовский, который в 1844 г. получил звание академика в Петербургской Академии художеств и звание первого живописца Морского министерства. Имеется недатированный рисунок И.К. Айвазовского «Коктебель-Карадаг-Тупрюк-Кая», выполненный графитным карандашом на бумаге. У И.К. Айвазовского в Отузах (ныне - Щебетовка) было собственное имение. В 1850 г. им было написано полотно «Весна, или восход солнца в прибрежной долине Отузе, в 25 верстах от Феодосии, с видом Черной горы Карадаг». Позже эту картину приобрела в Петербурге Великая княгиня Мария Николаевна. В 1861 г. в залах Императорской Академии художеств появилась работа «Коктебель близ Феодосии в Крыму». В настоящее время местонахождение этих двух картин не установлено. Известностью пользуется его полотно «Море. Коктебельская бухта» (1853).  В 1880-1881 гг. на выставке И.А. Айвазовского в Петербурге была представлена картина «Буря при закате солнца у Коктебельских скал близ Феодосии, в имении проф. Юнге». На вернисаже 1883 г. были представлены работы «Транспорт вина в Отузской долине», «Коктебельский берег в Крыму». В 1891 г. состоялась персональная выставка «Прибой в Коктебеле в Крыму». В альбоме 120 выставки картин И.К. Айвазовского, изданных в  1896 г., кроме «Берега Отузской долины», представлена репродукция картины «Коктебельская скала в Крыму». Интерес представляют еще 4 произведения И.К. Айвазовского «Закат солнца на море» (1866), которая хранится в историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» в г. Истра; «Парусник у Черноморского берега», 1885 г.; этюд «Пляж в Коктебеле в ветреный день» (без даты) был продан на аукционе Сотби в Лондоне 5 декабря 1989 г. (лот № 44). Картина «Шторм» постоянно экспонируется в Сумском областном художественном музее им. Н. Онацкого.

И.К. Айвазовский. Пляж в Коктебеле в ветренный день. Б. д. Х., м. 17х28. Аукцион "Сотби" (Лондон),           5 декабря 1998 г., лот № 44

И.К. Айвазовский. Море. Коктебель. 1853. Холст. Масло. 83х117,5

Лучшим копиистом И.К. Айвазовского был Адольф Иванович Фесслер, который работал в Феодосии под руководством Айвазовского. Он автор малоизвестного недатированного этюда «Коктебель», который хранится в картинной галерее в Феодосии.

Эммануил Магдесян – ученик и родственник И.К. Айвазовского. Состоялся как художник во многом благодаря помощи и поддержке Айвазовского. Репродукция его картины «Коктебель близ Феодосии», 1902 г. помещена в журнале «Нива», 31 авг. 1902 г., № 35. В репродукции «Вечер на Карадаге» изображены Береговые Отузы, популярный курорт начала ХХ века (журнал «Нива», 1905 г.).

Екатерина Федоровна Юнге написала в Коктебеле серию пейзажных работ, прежде всего этюдов: «Море», «Вид средневекового храма на Сюрю-Кая», «Коктебельская бухта», «Топрах-Кая», «Силуэт Карадага», «Прибрежные камни», «Горы в облаках. Эким-Чек», «Сюрю-Кая» и др.

Е.Ф. Юнге. Коктебельская бухта. Б. д. Х. на картоне, м. 24х36

Е.Ф. Юнге. Вид на гору Сюрю-Кая в Коктебеле. Этюд

Максимилиан Александрович Волошин – поэт и художник, который создал лирический образ восточного Крыма. Его коктебельские пейзажи – явление уникальное, не имеющее аналогов в искусстве. В своих акварелях воспроизводит природу определенных мест в горах или на побережье. В его акварелях присутствует собирательный образ природы Восточного Крыма – земли, которую он хорошо знал и любил. В 1911, 12 и 13-м годах, по свидетельству Л. Фейнберга, макс рисовал только с натуры и только гуашью. В 1920-е годы М. Волошин создал большое количество киммерийских акварелей. Сам художник называл свои акварели «музыкально-красочными композициями на тему киммерийского пейзажа». Лиризм художественных образов подчеркнут и усилен стихотворными надписями, которые часто сопровождают пейзажи Волошина. В Феодосийской картинной галерее представлены его работы «Голубой залив» (1912), «Медный бубен ночи» (1925), «Пепельный свет»(1926), «Пустынные берега» (1927). «Бархат и парча» (1928), «Коктебель», «Высота вечерняя», «Заливы гулкие земли глухой и древней», «Луна восходит над заливом», «Лягушиная бухта», «Все замерло – деревья, воды, тучи в лиловом золоте осенних вялых вод». В период с 1914 по 1932 гг. Волошиным было создано несколько тысяч пейзажей. «В его акварелях, - писал Л. Фейнберг, - « мы найдем все времена года и все часы дня. Зима-весна-лето-осень. Утро-день-вечер-ночь. Солнечную, пасмурную, грозовую погоду…

Правда, мы найдем единую тему: Киммерию. Но коктебельский пейзаж, пейзаж Киммерии, отличается особым разнообразием»

Среди гостей Коктебеля были художник Андерс В.П., Арцеулов К.К. - внук И. Айвазовского, художник и военный летчик, Л.А. Бруни - художник, Н.А. Габричевская – художница, Е.С. Кругликова.

Леонид Евгеньевич Фейнберг –  выдающийся художник и теоретик искусств, оказался в коктебельском доме Волошина в 1911 г. Его воображение поразил «величественный горный театр, подобный Карадагу». В своих мемуарах «Три лета в гостях у Волошина» (2006) он делится первыми впечатлениями от восприятия Карадага: «В середине плавно поднималась заросшая лесом Святая гора. По правую руку – словно окостеневшие языки пламени, подпирая друг друга, теснились отроги Сююрю-Кая. Центральная скала казалась группой, вырубленной из камня руками гениального ваятеля: два обнявшихся исполина. Легко можно было вообразить, как там красиво, если подойти вплотную к хаосу этого удивительного музея изваяний. Эти исполины… какой они высоты? Сто метров?.. Нет-нет, гораздо выше…

По левую руку от Святой – в сторону залива – вздымался зубчатый гребень. Кок-кая. Гора кончалась гигантским профилем, обращенным на юг. Чувствовалось, что отсюда он искаженный. Голова бородою оперлась на каменную руку, протянутую в море, а волосами вросла в тело горы».

Этюды Коктебеля Василия Дмитриевича Поленова, который был в Коктебеле в 1912 г. и вид на Золотые ворота Карадага – Софьи Андреевны  Толстой, который хранится в Ясной Поляне и является копией с картины Е. Юнге (1906).

В.Д. Поленов. Крым. Карадаг. 1912

Софья Исаковна Дымшиц-Толстая - первая жена А.Н. Толстого в 1912 г. делала этюды на пляже Коктебеля.

Аристарх Васильевич Лентулов в 1912 г. отправившись в горы вместе с Алексеем Толстым, написал акварель «Коктебель», которая была воспроизведена в альбоме «Сокровища дома Волошина» (2005). Монументальная картина А.В. Лентулова «Пляж в Коктебеле» (1912 г.) находится в собрании Государственного Русского Музея.

Вениамин Павлович Белкин выполнял этюды Карадага.

Людвиг Л. Квятковский – феодосийский художник, писал изумительные пейзажи.

Коктебель изображали И.Я. Билибин, Н.И. Пискарев, В.Б. Лойко и другие художники.

Евгений Николаевич Святский – сын священника Н. Святского, у которого была дача в Коктебеле, написал графическую работу «Крым. Коктебель»(1913 г.), которая хранится в фондах Харьковского Художественного музея. Акварель Е.Н. Святского «Гяурбах. Бухта разбойников» находится в Харьковском художественном музее.

Григорий Одиссеевич Калмыков в 1916 г. издал открытки «Карадаг при луне», «Крым. В Отузской долине» (Издательство Ришар, Петроград).

Г.О. Калмыков. Восход Луны в Отузах. 1905-1910 гг.

Г.О. Калмыков. Крым. Отузы. Кара-Даг при луне.

Г.О. Калмыков. В Отузской бухте.

Юлия Леонидовна Оболенская – ученица Петрова-Водкина, в 1913 г. приезжала в Коктебель.

Ю.Л. Оболенская. Коктебель. Гора Сююрю-Кая. 1913. Холст, масло.

Магда Максимилиановна Нахман писала Коктебельские пейзажи.

Константин Васильевич Кандауров – художник, друг Волошина и Богаевского.

Константин  Федорович Богаевский – замечательный художник, друг Волошина, вошел в историю искусства как создатель героико-романтических пейзажей Восточного Крыма. В 1900-е годы он написал «Этюд Коктебельских гор», «Вид на Коктебель от дома Волошина». «Берег моря у Коктебеля» (1906 г.). В 1907 г. Богаевский вместе с Волошиным плавали на лодке к Карадагу, после чего он писал К. Кандаурову : «Несколько чудных дней я прожил в Коктебеле, бродя по горам в одиночку и в компании». Вспоминая свое пребывание в Коктебеле, Богаевский писал М. Волошину в 1915 г.: «Боже мой, как были прекрасны в тот день горы, как чудесно сияло вечернее солнце – так прекрасно все это бывает только во сне». В 1924 г. Богаевский продолжал писать памятные места Коктебеля. На трех его графических работах – руины храма у подножия Сюрю-Кая, старинная мечеть и рисунок «Коктебельская бухта», выполненный итальянским карандашом на бумаге. В 1930 – начале 1940-х гг. Богаевский пишет работы «Преображенный Коктебель» (1937), «Планерная бухта» (1937) и «Чертов палец»(1941). Его акварели были репродуцированы в альбоме «К. Богаевский - Киммерия».

Анна Петровна Остроумова-Лебедева – народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств СССР, гравер и живописец-акварелист, в 1924 г. впервые приехала в Коктебель. Ею были написаны «Коктебель. Развалины кордона»(1924 г.), «Портрет М. Волошина на фоне Сююрю-Кая» (1927), «Сююрю-Кая вечером» (1924), «Коктебель. Холмы и Сююрю-Кая» (1925). Большинство ее работ с видами Коктебеля сегодня хранится в Государственном Русском музее в Петербурге.

Константин Костенко приехал в Коктебель в 1924 г. и создал ряд работ с видами Коктебеля, которые послужили для его популяризации. В Государственном Русском музее представлены живописные полотна: «На берегу моря вечером. Коктебель» (1924) и «Коктебель. Вечер» (1934), а также 7 рисунков и акварелей с видами Коктебеля и окрестностей: «Коктебель. Золотые ворота под Карадагом» (1924), «Коктебель. Сердоликовая бухта» (1924), «Коктебель. Под Карадагом»(1924), «Коктебель. Скалы Карадага»(1924), «Бухта. Коктебель» (1934), «Карадаг с моря. Коктебель»(1934), «Бухта Коктебель»(1936). На выставке также были представлены линогравюры и литографии К. Костенко «Вид Коктебеля» (1925), «Берег Коктебеля»(1930) и 4 работы по истории планеризма «Взлет бесхвостого планера. Коктебель» (1933), «Планер у берегов Коктебеля» (1934), «Планер на буксире у самолета. Коктебель»(1935), «Планерный слет в Коктебеле» (1937).

Александр Георгиевич Габричевский – доктор искусствоведения, ученный с мировым именем, впервые приехал в Коктебель в 1924 г. Интересны его пейзажные работы – «Коктебель. Карадаг» и «Коктебель. Бухта Енишары» (обе - 1926 г.). В статье «Героический пейзаж и искусство Киммерии» он писал: «По сравнению с предгорьями Альп или Кавказа размеры Карадага ничтожны, но он вместе с тем является одним из наиболее потрясающих по своей грандиозности природных образований исключительно благодаря архитектонике своих пропорций».

А.Г. Габричевский. Коктебель. Карадаг. 1926. Х. на картоне, м. 54,5х76.

Кузьма Петров-Водкин – выдающийся русский живописец, прибыл в Коктебель в 1927 г. Его картина «Землетрясение в Крыму» получила мировую известность: в 1928 г. она экспонировалась на ХVIМеждународной выставке в  Венеции, а позже в Филадельфии. В 1933 г. полотно приобрел Государственный Русский музей.

В 1930-е годы завсегдатаями Коктебеля стали искусствоведы, живописцы Елена Варнавовна Нагаевская и Александр Ромм. Они посвятили Коктебелю десятки холстов и графических листов. Ромм – автор работ «Коктебельский пейзаж с руиной»(1935), «Крымский пейзаж»(1937), «Старый Коктебель (1938).

В 1950-1960 гг. Владимир Переяславец – народный художник России, действительный член Российской академии художеств, посетил Карадаг. Им были написаны картины «Карадаг»(1958), «Золотые ворота», «Бухта Разбойник»(1961).

Геннадий Ефимочкин – художник, познакомившийся с Коктебелем в 1952 г. В 1989 г.  им опубликован набор открыток «Коктебель», среди которых карадагская тематика представлена в работах «Луна над Сфинксом», «Кок-Кая», «Шторм», «Пустынные бухты Карадага». «Лягушачья бухта». «Каменные кулисы» и др.

Новое поколение феодосийских художников, плененных загадками истории и культуры Юго-Восточного Крыма, заявило о себе в 1980-х гг. ХХ века.

С. Онищенко – автор пейзажей окрестностей Феодосии и Коктебеля. С.А. Поздеева как художника влечет образ «природы-сфинкса». Известна его картина «Карадагская долина». А.М. Меерсон работает в двух традиционных для художников Юго-Восточного Крыма жанрах – пейзаж и натюрморт. С.А. Коваль – художник-маринист. Коктебель и М. Волошин занимают особое место в его творчестве. С.В. Гигораш продолжил маринистические традиции киммерийской школы.

С.А. Поздеев. Карадагская долина

С. Коваль. Зимний Кара-Даг., 40х60, 1997 г.

Из современных художников, проживающих на Карадаге, следует отметить Е.И. Владимирова, С.Ю. Кветкова, с творчеством которых можно ознакомиться на их персональных выставках.

Из приезжающих художников интересными работами с нами поделилась Наталья Овчинникова.