Паустовский Константин Георгиевич

 

Из письма жене:

«Крым в эту пору хорош, все цветет, все горы и долины — в густой сочной траве и в удивительном запахе. Особенно хороша вся горная и малоизвестная страна между Судаком и Коктебелем. Это — совершенно особенная часть Крыма».

 

К.Г. Паустовский — странник, пилигрим, перепробовавший в жизни много профессий: брата милосердия, рабочего, рыбака, учителя, журналиста.

Поэт лирической прозы, признанный классик современной литературы и в то же время человек с перегруженным сердцем и тяжелой астмой, Константин Георгиевич подолгу бывал в Крыму.

В 1906 году в возрасте 14 лет Паустовский впервые приезжает в Алушту и Севастополь и с тех пор не расстается с Крымом, возвращаясь сюда вновь и вновь.

Странствия привели Константина Георгиевича в Коктебель, где он познакомился и подружился с вдовой Максимилиана Волошина, потом – в Старый Крым, который очаровал и стал на протяжении нескольких лет его пристанищем.

Крым он определил, как «место, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости». «Впервые я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара», — пишет он в очерке «Воспоминание о Крыме».

Крымские страницы нашли место в романах: «Романтики» (1923), «Блистающие облака» (1929), «Дым Отечества» (1944—1964), в повести «Черное море» (1935), в автобиографическом шестикнижии «Повесть о жизни». Судьба Паустовского тесно связана с городами юго-восточного Крыма. «Это была особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма. Страна сухих пепельных гор, полей, пылавших красными венчиками мака, густой морской сини и безмолвия» («Синева»).

На киммерийской земле были написаны: «Потерянный день» (Феодосия), «Умолкнувший звук» (Коктебель), «Робкое сердце» (Феодосия), «Синева», «Встреча» (Коктебель).

Сам Паустовский неоднократно упоминал, что одним из его главных литературных учителей был А.С. Грин. По собственному признанию Паустовского, он полюбил произведения Грина еще с гимназических лет – с того мгновения, как в тени киевского каштана читал рассказ Грина «Зурбаганский стрелок», еще не зная, что автор - русский. С тех пор Паустовский стал верным поклонником и пропагандистом гриновского творчества. Ему принадлежит около десятка эссе и предисловий к книгам Грина. Сам Паустовский встречался с Грином всего один раз, в 1924 году, когда Грин неожиданно появился на заседании журнала "На вахте".

В 1935 году, через три года после смерти Грина и через год после опубликования первого «реабилитированного» сборника гриновских рассказов, Паустовский написал повесть «Черное море», задумав ее как «художественную энциклопедию» морского побережья.

«Черное море» действительно вышло из-под пера автора произведением резко своеобразным. В тексте повести внимание писателя к специальным вопросам географии, океанографии, биологии, геологии, а также археологии и истории, оказалась настолько органичным, что читатель не ощущает при чтении ни малейших трудностей и даже не догадывается, что его порою весьма основательно «просвещают». Повесть «Черное море» при всей ее необычной оснащенности и завидной «грузоподъемности» кажется легкой и грациозной.

Внимательное изучение Причерноморья научило Паустовского наблюдательности, изощрило зрение, приучило к самой мысли о невероятном по разнообразию цветовом составе мира, а его слух — к могучей полифонии земли, воды, горного стремительного воздуха. Это восприятие окружающей природы писатель как нельзя лучше передал в главе о Карадаге. В ней и головокружительный восторг от увиденного зрелища, которое

«могло сравниться только со зрелищем Сахары, неизмеримых рек, беснующихся океанов, громадных водопадов мира и разрушительных извержений», и сожаление о том, что «не было ни слов, ни сравнений, чтобы описать могущество кратеров, дыхание моря, влитого в их пропасти, крики орлов и тысячи малейших ласковых вещей – всплесков воды, прозрачных струй, солнечных зайчиков и нежнейших водорослей и медуз, сообщавших величавому пейзажу оттенок простоты и безопасности» (Кара-Даг).

В мае 2007 г. открыта мемориальная доска на доме станции фонового экологического мониторинга Карадагского природного заповедника, где в начале 1950-х гг. жил К.Г. Паустовский.